Новости

Родителям особенных детей специалист Службы психолого-педагогической помощи рассказала, как взаимодействовать с эмоциональным ребенком

 N 22 1

В формате онлайн встречи педагог-психолог Людмила Шорина собрала родителей на очередную лекцию. Тема обсуждения, как обычно, была выбрана исходя из запросов самих родителей – «Мой ребенок эмоциональный и чувствительный. Что делать?».

Специалист рассказала родителям, кто такие чувствительные дети и почему эта чувствительность возникает, какие трудности могут быть у родителей при воспитании такого ребенка. А главное, как родители могут помочь ребенку.

 Чувствительный ребенок – тот, кто тонко настроен на восприятие окружающего мира. Такие дети рождаются со способностью замечать многое в окружающей среде и глубоко размышлять обо всём, прежде чем действовать. Эти люди эмпатичны, умны, обладают хорошей интуицией и творческими способностями, заботливы и сознательны. Чувствительный ребёнок уже при малом количестве раздражителей может перегрузиться. Большее влияние на таких детей оказывает настроение родителей.

Людмила Шорина выделила 5 возрастных периодов, описала особенности поведения ребенка в них, дала родителям рекомендации по взаимодействию.

Высокочувствительные младенцы с самого начала «реактивны»: начинают плакать от слишком сильных внешних раздражителей, перевозбуждения и усталости. При этом они достигают порога перевозбуждения быстрее, чем другие. Чтобы снизить общее раздражение, родители должны обратить внимание на окружающую ребёнка обстановку: оставить в доступе минимум игрушек, одевать его в очень мягкую одежду, уменьшить количество звуков, временно отказаться от поездок и визитов. И самое главное – оставаться спокойным самому.

В раннем возрасте от года до трёх лет важно помочь адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Дайте ребёнку возможность привыкнуть к новому: расскажите о событии заранее, следите за тем, чтобы он был готов к переменам. Почти у каждой поведенческой проблемы в этом возрасте есть «телесная» причина: ребёнок устал, голоден, ему жарко, или он хочет пить.

Важная задача родителя – помочь ребёнку обрести смелость и научить рационально жить со своими страхами. Так он сможет управлять поведением. Помогите ребёнку осознать, что обычно улучшает его настроение. Проявляйте больше заботы в трудные дни. Всегда заботьтесь о качественном сне – хронический недосып особенно вреден.

После трёх лет главная задача – научить не бояться новых людей и ситуаций. Важно говорить с ним о его чувствах: страхе, интересе, волнении, радости. Можно упомянуть, что смешанные чувства – это нормально, особенно в новых ситуациях. Маленькие группы и порядок в детском саду помогут вашему ребёнку сохранить оптимальный уровень возбуждения и при этом вести социальную жизнь.

В школьные годы родители отмечают любознательность, креативность, нестандартное мышление своих детей. Но они всё ещё уязвимы к стрессу (нет хорошего друга в школе, живут в одном доме с серьёзной больным человеком, в семье не хватает денег). Они не могут просто отбросить страхи и неприятности, как делают многие другие. А длительный страх легко перерастает в постоянную тревогу. Поэтому в трудных ситуациях у высокочувствительных детей повышена склонность к тревоге и депрессии.

В возрасте 14–18 лет больше всего бросаются в глаза прогрессирующие таланты и душевная глубина высокочувствительных детей. Они могут быть подающими надежды изобретателями, учёными, шахматистами, компьютерщиками. В это время они начинают работать над преодолением особенностей своего поведения – застенчивостью, пугливостью или недостатком жизненного опыта. Им больше всего хочется пробовать новое, и их меньше всего беспокоит переутомление. Подростковый возраст и «двадцать с небольшим» – время, когда проявления высокой чувствительности находятся на минимуме.

 «Сегодняшняя встреча – это один из элементов проекта «ЭкспериментарУм для родителей», в рамках которого мамы и папы обучаются взаимодействию с ребенком, учатся распознавать его эмоции, обретают навыки самостоятельной коррекционной работы с ним. Мы приглашаем всех родителей, у которых есть потребность в помощи наших специалистов, присоединиться к мероприятиям проекта, узнать о них можно на карте мероприятий сайта учреждения развитие.рф», – отметила Людмила Шорина.

N 22 2
N 22 3
N 22 4