Новости
Воспитатели рассказывают, как организовать предметно-развивающую среду у ребенка с ОВЗ в домашних условиях
От того, какая среда окружает ребенка, зависит его интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие. Поэтому важно грамотно создать развивающую среду для ребенка-дошкольника в условиях семьи. Ребенок должен осваивать все пространство, но в то же время у него должен быть свой «уголок», который оборудован с учетом его психофизиологических особенностей и возможностей.
Как достичь этого в условиях семьи, родители разбирали с воспитателем отделения дневного пребывания Ириной Мартемьяновой в ходе очередной консультации.
Прежде всего, нужно руководствоваться обязательными условиями: безопасность, обеспечение комфорта и уюта, наличие необходимого оборудования, поддержание порядка.
Поскольку у ребенка с ОВЗ часто отсутствует чувство «края», иногда он может перестать контролировать свои движения и действия – необходимо обставить комнату устойчивой мебелью без острых углов. В комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др.).
Для обеспечения комфорта и уюта можно оформить комнату в приятных неярких успокаивающих тонах. Электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаз.
Ребенку очень нужны игрушки! Деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы. Разнообразные матрешки, пирамидки, вкладыши. Звучащие игрушки или набор музыкальных инструментов. Игры для развития мелкой моторики: мозаики, деревянные бусы, игры со шнурками и др. Развивающие настольные-печатные игры, разрезные картинки, лото, домино и др. Игрушки для сюжетно-ролевых игр: куклы, мягкие игрушки, резиновые игрушки, машинки, кукольная посуда, мебель, аптечка и др.
Кроме того у ребенка должны быть материалы для творчества: карандаши, фломастеры, краски, мелки, цветная бумага, пластилин и др.
Специалист особо отметила необходимость спортивного оборудования. Это мячи, скакалки, обручи, самокат и др.
Чтобы это разместить, можно создать своеобразные «центры» и периодически менять их содержимое. «Камера хранения» поможет пополнить «центры» подзабытыми игрушками.
Необходимо учитывать гендерную принадлежность ребенка, наполнять комнату как общим, так и специфичным материалом для мальчиков или девочек.
И обязательным условием является поддержание порядка. Все предметы, вещи, игрушки должны иметь свое место. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для особого, с его стереотипностью поведения, он - необходимое условие жизни.
«На консультации мы поняли, что создание развивающей среды – это увлекательный процесс не только для детей, но и для родителей. Мы обязательно воспользуемся советами и вместе с детьми попробуем воплотить идеи в жизнь!» - отметили родители детей, посещающих группу.