Новости
В Центре прошел научно-практический семинар «Актуальные вопросы коррекции нарушения поведения у детей с ОВЗ»
Педагог-психолог Елена Колесникова продолжает знакомить коллег с особенностями коррекции поведения детей с ОВЗ в домашних условиях. На практическом семинаре специалист разобрала с участниками вопросы социального окружения и его роли в формировании нарушения поведения у особенных детей.
Поведение ребенка можно считать отклоняющимся в том случае, когда ребенок часто и необоснованно находится в отрицательном эмоциональном состоянии, и его реакции препятствуют оптимальному удовлетворению его собственных органических и психологических потребностей, либо мешают нормальной жизни окружающих детей и взрослых.
Психологи выделяют несколько видов поведения, требующих совместной работы психолога и педагога:
- Демонстративное поведение. При демонстративном поведении ребенок намеренно и осознанно нарушает принятые нормы, правила поведения.
- Протестное поведение – негативизм, строптивость, упрямство.
- Негативизм – такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили. Проявления детского негативизма: беспричинные слезы, дерзость, грубость или наоборот, замкнутость, обидчивость, отчужденность. Негативизм, возникающий у детей, является результатом неправильного воспитания.
- Упрямство – это реакция ребенка, настаивающего на чем-либо не потому, что ему этого очень сильно хочется, а потому, что он этого потребовал от взрослого.
- Строптивость ребенка направлена не на руководящего им взрослого, а против норм воспитания и навязываемого ребенку образа жизни.
Неуместные реакции родителей, недостаток внимания или, напротив, гиперопека могут привести к возникновению поведенческих нарушений. Важно понимать, что каждое слово и действие взрослых, как капли воды, оставляют свои волны в детской душе.
Разработка индивидуального подхода, включающего терпение, понимание и поддержку, является ключом к успеху. Игровые практики, конструктивный диалог и ритуалы помощи в освоении повседневной жизни могут значительно улучшить ситуацию.
Установление распорядка дня является важным элементом, который помогает детям с ограниченными возможностями здоровья чувствовать себя более уверенно и предсказуемо в окружающем мире. Рутинные действия, такие как совместные игры, чтение и занятия творчеством, становятся основой для формирования социального навыка и умения взаимодействовать с другими.
При этом необходимо учитывать особенности каждого ребенка. Подбор образовательных и игровых материалов, соответствующих его интересам и потребностям, позволяет значительно повысить уровень вовлеченности и успеваемости. Создание безопасного пространства для самовыражения даст возможность ребенку открыто демонстрировать свои эмоции, что важно в процессе коррекции нарушений поведения.
Важным аспектом является поддержка не только со стороны родителей, но и взаимодействие с другими членами семьи. Обсуждение и совместное решение проблем способствует консолидированию усилий, укрепляет семейные связи и, как следствие, положительно влияет на ребенка. В таком окружении ему легче интегрироваться в общество и развивать позитивные социальные навыки.


