Новости

Дефектолог провела открытое занятие на развитие сенсорных эталонов

n 2 1

Учитель-дефектолог отделения лечебной педагогики Наргиз Курбанова провела открытое занятие, посвященное развитию сенсорных эталонов - обобщённых представлений ребёнка о форме, цвете, величине предметов и их свойствах, выработанные человечеством и зафиксированные в культуре. Их развитие играет ключевую роль в формировании познавательной активности детей с ОВЗ, особенно тех, кому необходима помощь учителя-дефектолога.

           Наргиз Курбанова дала несколько советов, как разнообразить каждый из этапов работы:

Этап «Соотнесение». Его цель: развить способность ребенка быстро находить сходства и различия между объектами окружающего мира. Можно использовать следующие методы:

- Игра-пары: подбор геометрических фигур, парных карточек одинакового цвета/формы/величины («найди такую же»).

- Практические задания: сортировка игрушек по заданному признаку (например, раскладывание кружочков и квадратов по цвету и форме).

- Игры-задания с использованием реальных объектов: сравнение размеров, определение цвета и формы овощей, фигур.

Этап «Выделение признаков» предполагает формирование способности осознанно выделять отдельные признаки предмета среди множества других. Основные направления работы включают:

- Игровые упражнения типа «Что изменилось?»: ребенку показывают картинку, потом вносят изменения и задают вопрос, что именно поменялось.

- Использование специальных дидактических материалов: сортеры-пазлы разной сложности, мозаики, пирамидки.

- Анализ простых рисунков: ребенок называет форму или цвет каждого элемента рисунка.

Этап «Называние признаков» – формирование навыка словесного обозначения воспринимаемых качеств объектов – ключевой аспект подготовки дошкольников с ОВЗ к обучению грамоте и математике. Примеры упражнений:

- Называние качества конкретных предметов («помидор красный», «капуста круглая»).

- Составление предложений: ребенок самостоятельно строит фразу, включающую название предмета и его признак («это зелёная капуста»).

- Игра «Угадай предмет»: ребенок описывает объект, остальные участники называют его.

n 2 2

n 2 3

n 2 4

n 2 5

n 2 6