Новости
Дефектолог провела открытое занятие на развитие сенсорных эталонов
Учитель-дефектолог отделения лечебной педагогики Наргиз Курбанова провела открытое занятие, посвященное развитию сенсорных эталонов - обобщённых представлений ребёнка о форме, цвете, величине предметов и их свойствах, выработанные человечеством и зафиксированные в культуре. Их развитие играет ключевую роль в формировании познавательной активности детей с ОВЗ, особенно тех, кому необходима помощь учителя-дефектолога.
Наргиз Курбанова дала несколько советов, как разнообразить каждый из этапов работы:
Этап «Соотнесение». Его цель: развить способность ребенка быстро находить сходства и различия между объектами окружающего мира. Можно использовать следующие методы:
- Игра-пары: подбор геометрических фигур, парных карточек одинакового цвета/формы/величины («найди такую же»).
- Практические задания: сортировка игрушек по заданному признаку (например, раскладывание кружочков и квадратов по цвету и форме).
- Игры-задания с использованием реальных объектов: сравнение размеров, определение цвета и формы овощей, фигур.
Этап «Выделение признаков» предполагает формирование способности осознанно выделять отдельные признаки предмета среди множества других. Основные направления работы включают:
- Игровые упражнения типа «Что изменилось?»: ребенку показывают картинку, потом вносят изменения и задают вопрос, что именно поменялось.
- Использование специальных дидактических материалов: сортеры-пазлы разной сложности, мозаики, пирамидки.
- Анализ простых рисунков: ребенок называет форму или цвет каждого элемента рисунка.
Этап «Называние признаков» – формирование навыка словесного обозначения воспринимаемых качеств объектов – ключевой аспект подготовки дошкольников с ОВЗ к обучению грамоте и математике. Примеры упражнений:
- Называние качества конкретных предметов («помидор красный», «капуста круглая»).
- Составление предложений: ребенок самостоятельно строит фразу, включающую название предмета и его признак («это зелёная капуста»).
- Игра «Угадай предмет»: ребенок описывает объект, остальные участники называют его.