Новости

Медицинский психолог центра провел консультацию для родителей детей с расстройством аутистического спектра

 n 28 1

Очередную встречу с родителями специалисты Центра решили посвятить достаточно сложному вопросу, который, тем не менее, является важным для родителей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС). В рамках онлайн мастер площадки медицинский психолог Софья Измайлова рассказала родителям об особенностях развития головного мозга и особенностях психологического развития ребенка, страдающего расстройством аутистического спектра. Специалист помогла понять, почему у детей с РАС возникают сенсорные нарушения, и в доступной форме рассказала, какие зоны мозга отвечают за это.

Человек получает информацию о внешнем мире в форме различных ощущений и восприятий: зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, обонятельных, двигательных. Наше восприятие окружающей действительности не сводится просто к совокупности различных ощущений, а представляет собой сложный, мультимодальный образ.

Но у особенных детей зачастую происходит нарушение модуляции сенсорных систем.     Например, сниженная активность вестибулярной системы проявляется в желании долго и быстро кататься на каруселях, качелях, кружиться, играть в подвижные игры; при повышенной активности может наблюдаться гравитационная неуверенность или непереносимость движения. Ребенок с гравитационной неуверенностью чувствует страх или тревогу в непривычной позе, боится перемещений в пространстве, боится упасть, ходить по лестнице.

При пониженной чувствительности проприоцептивной системы ребенок плохо осознает границы своего тела и чужое телесное пространство, часто «натыкается» на мебель, любит сильные объятия, ломает игрушки. При гиперчувствительности ребенок не переносит тесную или тяжелую одежду, завязки и резинки, избегает объятий.

Гиперчувствительность тактильной системы проявляется в том, что ребенок не любит определенную текстуру ткани, не любит мыть голову, избегает поцелуев и щекотки, не любит игры с пластилином или пальчиковыми красками; при гипочувствительности ребенок может кусать себя, плохо чувствует боль, любит тяжелые вещи.

Обоняние – первое чувство, на которое мы полагаемся. У ребенка с РАС может быть гиперчувствительность этой системы, т.е. повышенная чувствительность к запахам, неприязнь к животным или людям, которые используют духи. При гипочувствительности дети могут совсем не чувствовать запахов, лизать несъедобные предметы.

 Гипочувствительность зрительной системы может проявляться в том, что дети плохо осознают очертания предметов, при этом любят очень яркий свет, некоторые концентрируются на переферическом зрении, испытывают сложности с восприятием глубины, им трудно ловить и бросать предметы. При гипочувствительности дети не переносят яркий свет, зрительные образы воспринимаются фрагментарно, фокусируются на мелких деталях.

Слуховая система часто нарушена у детей с РАС. Например, в случае гипочувствительности ребенку нравятся шумные места, он может специально громко шуметь, иногда не распознает определенных звуков. В случае гиперчувствительности ребенок воспринимает окружающие звуки как более громкие или искаженные, не может отключаться от звуков.

 При гипочувствительности вкусовой системы ребенок может есть буквально все, даже несъедобные предметы, а при гиперчувствительности ребенок становится ограниченным во вкусовых предпочтениях, т.к. некоторые виды вкуса воспринимаются как слишком интенсивные, определенная структура еды также часто вызывает дискомфорт.

«Сегодня простыми словами мы попытались объяснить родителям сложные вещи, в которых они, воспитывая детей с особыми потребностями, должны знать. Надеемся, что наша встреча поможет иметь сформировать представление о функционировании различных систем у ребенка с РАС и учитывать это в практике общения со своим ребенком», - отметила Софья Измайлова.

n 28 2 

n 28 2 

n 28 2 
 
n 28 5