2. МОДУЛЬ НЕЙРОСЕНСОМОТОРНОЙ КОРРЕКЦИИ
Реабилитационный модуль нейросенсомоторной коррекции включает в себя интеграцию нескольких методов.
Нейропсихологическая программа выстраивается индивидуально для каждого ребенка на основе комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с учетом результатов функциональной диагностики.
Системная аппаратурная диагностика осуществляется с помощью АПК «Активациометр», который позволяет оценить:
1) активацию каждого полушария (АП);
2) функциональную асимметрию полушарий (ФАП) как процентное соотношение между активацией левого и правого полушарий;
3) психоэмоциональное состояние (ПС) с использованием методики «Диагностика активации и функциональной асимметрии полушарий», а также уточнить активацию того или иного полушария, характер доминирования полушарий и уровень психоэмоционального состояния испытуемого.
Программа «ВибраМед» разработана компанией "Элсис" и позволяет анализировать эмоциональное и психофизиологическое состояние человека по параметрам: агрессия, стресс, тревожность, опасность, уравновешенность, харизматичность, энергичность, саморегуляция, торможения, невротизм (эмоциональная устойчивость).
Программа реабилитации с использованием нейросенсомоторной коррекции проводится курсом. На курс рекомендуется не более 15 процедур, 1 сеанс в день или через день. Повторный курс через 3-4 месяца. Возможно многократное проведение сеансов в течение года короткими курсами по 3-4 сеанса.
Форма занятий: диада «ребенок – специалист», «ребенок – родитель», триада «специалист – ребенок – тьютор».
Системная диагностика осуществляется при использовании нейропсихологических методов:
1) Методы диагностики функциональной ассиметрии полушарий головного мозга
2) Методика выявления соотношения сигнальных систем К.А. Климова
3) Методы диагностики сенсорной и моторной асимметрии
Особенности организации пространства для проведения занятий в рамках нейросенсомоторной коррекции
Кабинеты нейросенсомоторной коррекции оснащены оборудованием и материалами для реабилитации и нейропсихологической коррекции детей с ОВЗ в соответствии с учением А. Р. Лурии о трех функциональных блоках головного мозга.
Условно все оборудование можно поделить на 3 функциональные группы:
- Оборудование для активизации 1-ого функционального блока мозга (энергетический блок; регуляции активности).
- Оборудование для активизации 2-ого функционального блока мозга (приема, переработки и хранения информации)
- Оборудование для активизации 3-его функционального блока мозга (программирования, регуляции и контроля).
Оборудование для активизации энергетического функционального блока:
Включает в себя оборудование для проработки и формирования схемы тела на базе высокой тонической чувствительности (сенсорные подушки, утяжелители, утяжеленные жилеты, яйцо Кислинг).
Различные сенсорные (сенсорные дорожки, мячики, мешочки, сенсорные природные наполнители и т.д.) и динамические включения (балансиры, динамическая бочка, гимнастические мячи, батут и т.д.).
Балансиры и тренажер мозжечковой стимуляции Баламетрикс. Предназначен для выполнения физических упражнений, которые способствуют развитию баланса и координации.
Система упражнений на тренажере позволяет развивать участки головного мозга, отвечающие за формирование высших психических функций, речи и поведения ребенка, то есть охватывать сразу все функциональные блоки мозга.
Оборудование для активизации блока обработки информации:
- Сенсорные материалы, рассчитанные на активизацию всех сенсорных систем (вестибулярной, слуховой, тактильной, зрительной и т.д.)
- Материалы, формирующие зрительно-моторную координацию и ориентацию в пространстве (мячики различного объема, игры с целями, пространственные ограничители, мягкие модули и т.д.).
Оборудование для активизации блока программирования и регуляции:
- Оборудование и программы по отдельным элементам методики Монтессори для активизации межполушарного взаимодействия.
Занятия в рамках модуля нейросенсомоторной коррекции предназначены для помощи детям, имеющим нарушения координации движений, и имеют два направления:
- Занятия, ориентированные на преодоление дефицита функционирования определенных структур мозга, целью которых является стимуляция нервных структур.
- Занятия, ориентированные на развитие функциональных навыков, что предполагает развитие у ребенка функциональных навыков, необходимых для жизни.
Положительный эффект:
- Восстановление и формирование межполушарных связей, взаимодействие между различными зонами головного мозга.
- Стимуляция психического и речевого развития у детей с задержками речевого и психоречевого развития, у детей с РАС, минимальными мозговыми дисфункциями, стимуляция речевых и когнитивных функций после органического поражения головного мозга.
Нейросенсомоторная коррекция является интеграцией технологии смежных направлений, углубляющих воздействие:
- Нейрокоррекция (Семенович, Микадзе, Цветкова и т.д.) и гимнастика мозга (П. Деннисон)
- Сенсорная интеграция (У. Кислинг, Дж. Айерс, Х. М. Сандерс, К. С. Крановиц).
- Формирование ритмов (Х. Бломберг)
- Интеграция врожденных рефлексов (С. Мастгутова, Г. Доманн)
- Интеграция социальных программ поведения (В. Дольник, Е. Максимова)
- Формирование схемы тела на базе высокой тонической чувствительности и уровней движения (Н. А. Бернштейн, Е. Максимова)
- Дыхательная гимнастика (дыхательная гимнастика Цигун, дыхательные нейрокоррекционные техники).
В качестве эмоционально образующего фона вводится функциональная музыка (Ю.А. Цагарелли).
В зависимости от этапов программы, индивидуальных особенностей развития ребенка, акцент программы смещается на те дополнительные коррекционные блоки, которые были привнесены из других направлений.
Осуществление своевременной комплексной помощи на основе интеграции нейро-и сенсомоторных коррекционных методов, влияющих на потенциал головного мозга, позволяет решать проблемы дифференцированной и адресной помощи ребенку.
Идея нейросенсомоторной коррекции подразумевает построение коррекционной работы с детьми на основе сбалансированного совмещения методов нейрокоррекции и сенсомоторной интеграции, а также привнесением дополнительных реабилитационных блоков, позволяющих сделать процесс коррекции более полноценным.
Цель программы: создание условий для оптимального развития личности ребенка, с возможностью перехода на различные уровни коррекции и взаимодействия с ним.
Задачи программы:
I. На уровне работы головного мозга:
1) Переструктурировать нарушенные функции в работе головного мозга и создать компенсирующие механизмы в регуляции ЦНС
2) Развивать и стабилизировать межполушарные связи, а также связи между тремя функциональными блоками и внутри блоков непосредственно
3) Активизировать и развивать подкорковые структуры, кору головного мозга
4) Восстановление или регуляция общего энергетического, активационного фона психических процессов
5) Восстановление или формирование саморегуляции, ритмов работы
6) Коррекция гипер - и гипочувствительности
II. На уровне построения движений:
1) Проработка функциональных звеньев сенсомоторного развития ребенка
2) Восстановление баланса между сенсорной и моторной сферами функционирования головного мозга
3) Проработка и восстановление схемы тела
4) Проработка и восстановление пространственных представлений
5) Интеграция рефлексов и закрытие «белых пятен» в функционировании ЦНС
6) Выстраивание базиса для дальнейшего интеллектуального и социального развития
7) Развитие крупной и мелкой моторики
8) Улучшения равновесия и координации, развитие зрительно-моторной координации
9) Расширение двигательного репертуара
10) Коррекция гиперактивности или инертности
III. На уровне высших психических функций и интеллектуального развития:
1) Развитие сенсомоторного интеллекта как базы дальнейшего речевого и личностного развития
2) Развитие высших психических функций
3) Повышение уровня общей работоспособности
4) Улучшение навыков врабатываемости, повышение порога утомляемости\истощаемости и т.д.
5) Расширение представлений о себе и окружающем мире
6) Расширение социальных контактов и глубины взаимодействия
7) Коррекция импульсивности
8) Развитие саморегуляции и контроля поведения
9) Развитие речи
10) Повышение адаптационных возможностей ребенка