2.7. Интеграция врожденных рефлексов

Первичные рефлексы, или рефлексы, с которыми ребёнок рождается, являются неотъемлемой частью нормального развития ребенка.

spp21Первичные рефлексы также играют ключевую роль в освоении детьми первых самостоятельных движений: держать голову, переворачиваться, садиться, стоять на четвереньках, ползать, и наконец, самостоятельно пойти.

У детей с поражениями ЦНС указанные рефлексы не появляются/не трансформируются вовремя, что препятствует освоению детьми двигательных навыков, а также ведёт к задержке психического, речевого, социального и интеллектуального развития.

Задержки в рефлекторном созревании либо исключение любой из фаз его созревания оказывает влияние на оптимальное становление навыков в будущем.

Неполная интеграция рефлексов может быть причиной функциональных и структурных проблем в организме.

Трудности, которые встречаются у детей при несформированных рефлексах:

  • проблемы с равновесием
  • напряжение мышц, ходьба на носочках
  • проблемы с координацией
  • подвижность, гиперактивность
  • энурез
  • плохая реакция на стресс
  • гиперчувствительность
  • реакция на запахи и вкусовые ощущения
  • сильная вестибулярная чувствительность
  • плохая адаптация
  • вспышки ярости, агрессии
  • проблемы с напряжением челюсти (скрип зубами)
  • проблемы речи и артикуляции
  • обильное слюноотделение
  • постоянное сосание пальца и т.д.

Интеграция и созревание рефлексов имеют высокую значимость в формировании мотивации, контроля, творческих навыков, абстрактного мышления и целенаправленного поведения. Без полностью созревшей системы рефлексов оптимальное двигательное, а за ним и социальное, интеллектуальное развитие существенно затруднено.