4.1. АВА-ТЕРАПИЯ

АВА-терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА, как научная дисциплина, изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

Конечная цель АВА – дать ребенку средства осваивать окружающий мир ABA-терапия представляет собой смесь психологических и образовательных методов, которые подбираются в соответствии с потребностями каждого отдельного ребёнка, чтобы изменить его поведение. Целью терапии является расширение речевых навыков, игры, социализации и уменьшение нежелательного поведения.

ABA-терапия помогает установить лучший контакт глаз, способствует обучению, развитию речи детей с аутизмом и спонтанной имитации. Наконец дети приобретают способность и желание учиться. У многих детей уменьшается или проходит полностью самоагрессия, самостимуляция (стереотипии) и ритуальность в поведении.

Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит "измерения" (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения ("вмешательство").

В АВА-терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5-3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.

В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.

В нашем Центре существует огромный арсенал оборудования для реализации различных целей АВА-терапии:

  • обучающий коммуникатор со съемными символами – прибор имеет 7 секций для вставки картинок. К каждой картинке может быть записана 35-секундная заметка. Сообщения обладают возможностью перезаписи;
  • настенный коммуникатор – дети, имеющие задержки речевого развития, с помощью коммуникатора могут быть социально активными. Коммуникатор позволяет детям выражать свои желания и потребности (Например, "Я голоден", "Мне нужно в туалет"). Длительность записи для одного сообщения составляет 20 секунд.
  • конструктор-коммуникатор – с его помощью можно записывать и воспроизводить 1, 2, 4, 8 или 16 звуковых сообщений для одного из 7-ми возможных уровней. Таким образом, общее количество возможных записей равняется 112, а максимально доступное общее время - 300 секунд.
  • настенное расписание уроков – расписание оснащено крепежами-липучками, посредством которых можно расположить необходимые картинки и фотографии на поверхности планировщика. Это поможет выстроить распорядок и режим дня.
  • говорящий фотоальбом – располагая в данном фотоальбоме фотографии и картинки, можно оставлять к ним сопровождающие голосовые записи. Максимальная длительность записи для одной страницы - 10 секунд. В альбоме содержатся 20 страниц.