МОДУЛЬ 4. Развитие речи и коммуникации
Реабилитационный модуль коррекции эмоционально волевой сферы включает в себя интеграцию нескольких методов.
Реабилитационная программа развития речи и коммуникации выстраивается индивидуально для каждого ребенка на основе комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с учетом результатов системной диагностики.
Для каждого ребенка выстраивается индивидуальная программа занятий, задействуется целый ряд специалистов, которые участвуют в процессе реабилитации, коррекции и развития. Наши специалисты работают в тесной связи с родителями. При необходимости привлекаются для консультации неврологов, детских психиатров.
Системная диагностика осуществляется при использовании нейропсихологических методов:
Форма проведения:
Индивидуальная. На этом этапе осуществляется формирование каждого коммуникативного навыка в индивидуальной форме на занятиях ведущего специалиста.
Индивидуальная. Закрепление навыка происходит в паре с другими специалистами, родителями и знакомыми из ближайшего окружения на занятиях и в повседневной жизни.
Подгрупповая (2 ребенка и специалист). Осуществляется закрепление навыка в малой группе. На данном этапе дети еще не обращаются друг к другу. Оба ребенка контактируют со специалистом. Взаимодействие осуществляется по принципу параллельной игры, когда оба ребенка играют в одну и ту же игру, но отдельно друг от друга.
Подгрупповая. Закрепление коммуникативного навыка осуществляется при взаимодействии детей непосредственно друг с другом. Специалист в данном случае находится в роли организатора и координатора коммуникативного акта.
Целью модуля развития речи и коммуникации, является формирование коммуникативных навыков у детей.
Поставленная цель реализуется в ходе обучения, включающего 7 основных направлений работы:
- формирование умений выражать просьбы/требования;
- формирование социальной ответной реакции;
- формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события;
- формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы;
- формирование умений выражать эмоции, чувства, сообщать о них;
- формирование социального поведения;
- формирование диалоговых навыков.
В ходе обучения детей ставится ряд неспецифических и специфических задач. Актуальными для каждого направления психолого-педагогической коррекции являются неспецифические, общие задачи:
- формирование коммуникативной мотивации;
- формирование вербальных средств коммуникации;
- формирование интенциональной направленности речи;
- формирование невербальных средств коммуникации;
- формирование умения «выступать» в различных коммуникативных ролях: «говорящего» и «слушающего».
- закрепление коммуникативных навыков в повседневных ситуациях.
Развитие коммуникативных навыков у детей предполагает прохождение ряда этапов:
Принципы коррекционной работы в рамках модуля развития коммуникации и речи:
Принцип комплексного воздействия предполагает участие, взаимодействие и сотрудничество в процессе психолого-педагогической коррекции всех специалистов, работающих с данным ребенком, и его родителей.
Принцип систематичности указывает на необходимость систематического обучения и постоянной практики при развитии коммуникации
Принцип обучения от простого – к сложному тесно связан с принципом систематичности и предполагает необходимость формирования навыков коммуникации в определенной последовательности, которая предполагает постепенное усложнением коррекционных задач.
Принцип наглядности раскрывает необходимость использования дополнительной визуальной поддержки.
Принцип дифференцированного подхода указывает на необходимость подбора методов, приемов и форм организации педагогической коррекции в зависимости от уровня сформированности коммуникативных навыков ребенка.
Принцип связи речи с другими сторонами психического развития раскрывает зависимость формирования речи от состояния других психических процессов. Данный принцип указывает на необходимость выявления и воздействия на те факторы, которые прямо или косвенно способствуют развитию речевой коммуникации.
Принцип индивидуального подхода предполагает необходимость учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей.
Предметно-игровая среда для проведения занятий разделена на несколько зон:
Это уникальная многоуровневая образовательная среда, в которой ребенок учится взаимодействию с окружающим миром, сверстниками, взрослыми, осваивает социальные навыки, получает первый практический опыт, благодаря которому понемногу начинает более коммуницировать и становиться самостоятельным.
Основная цель занятий в рамках программы – воспитание ребенка и адаптация его к окружающему миру путем подражания, имитации действиям других людей и (или) животных, существ, нормализация поведения. При этом объект может быть как реально существующим (мама, папа, продавец или кондуктор), так и вымышленным (супергерой, сказочный персонаж).
Ребенок моделирует поведение и ситуации, экспериментируя с ситуациями, и таким образом, получает жизненный опыт в игровой форме, а также необходимые навыки общения (ролевые – через «обыгрывание» роли, «деловые» - путем договора с партнерами по игре и «дружеские» - отношения, которые влечет за собой совместная игра).
Организация среды в помещении и используемое оборудование:
Виды активности, материалы и приспособления, воздействующие на тактильную систему:
- Пересыпание мелких предметов, игры с крупой.
- Пластилин, массы для лепки.
- Пальчиковые краски.
- Сжимание рук (взрослый регулярно с силой сжимает руки ребенка).
- Глубокий массаж.
- Сквишбоксы (Squish Box) – мягкие антисресс-игрушки для сжимания.
- Утяжелители.
Виды активности, воздействующие на слуховую систему:
- Звуковое лото.
- Музыкальные инструменты.
- Аудиокниги, говорящие альбомы.
- Наушники.
- Музыкальные коврики.
Виды активности, воздействующие на зрительную систему:
- Визуальное расписание.
- Коммуникаторы.
- Конструкторы Marble.
- Мигающие игрушки
- Калейдоскоп.
- Игры с лабиринтами.
- Игра «Крестики и нолики».
- Сенсорные бутылки.
- Игры, в которых нужно бросать предметы, попадая в цель.
- Специальное место для сенсорной разгрузки (релаксации).
- Антибликовые приспособления.
Виды активности, воздействующие на проприоцептивную систему:
- Сенсорные модули и утяжелители.
- Массажная - щетка.
- Подушка с вибрацией.
- Сенсомоторная труба.
- Утяжеленный коврик.
- Массажные коврики.
- Игры с кинетическим песком.
Виды активности, воздействующие на вестибулярную систему:
- Батут.
- Карусель.
- Балансиры.
Виды активности, воздействующие на систему обоняния:
- Занятия с ароматизированным тестом.
В коррекционной работе в рамках модуля развития речи и коммуникации специалисты используют различные методы формирования коммуникативных навыков:
Игровые методы и приемы позволяют усилить у ребенка социально-коммуникативную мотивацию, благодаря которой у него появляется потребность использовать формирующийся коммуникативный навык.
Разнообразные упражнения (вербальная имитация, комментирование изображений на картинках, работа с бланками, карточками и т.д.) используются в ситуации структурированного занятия с целью формирования умения комментировать, отвечать на вопросы и задавать их, сообщать о своих чувствах, для формирования диалоговых навыков.
Применяются поведенческие (бихевиористские) методы и техники:
- моделирование, побуждение, подсказка, помощь, подкрепление;
- использование альтернативных коммуникативных систем.