МОДУЛЬ 4. Развитие речи и коммуникации

Реабилитационный модуль коррекции эмоционально волевой сферы включает в себя интеграцию нескольких методов.

Реабилитационная программа развития речи и коммуникации выстраивается индивидуально для каждого ребенка на основе комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с учетом результатов системной диагностики.

Для каждого ребенка выстраивается индивидуальная программа занятий, задействуется целый ряд специалистов, которые участвуют в процессе реабилитации, коррекции и развития. Наши специалисты работают в тесной связи с родителями. При необходимости привлекаются для консультации неврологов, детских психиатров.

Системная диагностика осуществляется при использовании нейропсихологических методов:

Форма проведения:

Индивидуальная. На этом этапе осуществляется формирование каждого коммуникативного навыка в индивидуальной форме на занятиях ведущего специалиста.

d1

Индивидуальная. Закрепление навыка происходит в паре с другими специалистами, родителями и знакомыми из ближайшего окружения на занятиях и в повседневной жизни.

d2

Подгрупповая (2 ребенка и специалист). Осуществляется закрепление навыка в малой группе. На данном этапе дети еще не обращаются друг к другу. Оба ребенка контактируют со специалистом. Взаимодействие осуществляется по принципу параллельной игры, когда оба ребенка играют в одну и ту же игру, но отдельно друг от друга.

d3

Подгрупповая. Закрепление коммуникативного навыка осуществляется при взаимодействии детей непосредственно друг с другом. Специалист в данном случае находится в роли организатора и координатора коммуникативного акта.

d4

Целью модуля развития речи и коммуникации, является формирование коммуникативных навыков у детей.

Поставленная цель реализуется в ходе обучения, включающего 7 основных направлений работы:

  1. формирование умений выражать просьбы/требования;
  2. формирование социальной ответной реакции;
  3. формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события;
  4. формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы;
  5. формирование умений выражать эмоции, чувства, сообщать о них;
  6. формирование социального поведения;
  7. формирование диалоговых навыков.

В ходе обучения детей ставится ряд неспецифических и специфических задач. Актуальными для каждого направления психолого-педагогической коррекции являются неспецифические, общие задачи:

  • формирование коммуникативной мотивации;
  • формирование вербальных средств коммуникации;
  • формирование интенциональной направленности речи;
  • формирование невербальных средств коммуникации;
  • формирование умения «выступать» в различных коммуникативных ролях: «говорящего» и «слушающего».
  • закрепление коммуникативных навыков в повседневных ситуациях.

Развитие коммуникативных навыков у детей предполагает прохождение ряда этапов:

d5

Принципы коррекционной работы в рамках модуля развития коммуникации и речи:

Принцип комплексного воздействия предполагает участие, взаимодействие и сотрудничество в процессе психолого-педагогической коррекции всех специалистов, работающих с данным ребенком, и его родителей.

Принцип систематичности указывает на необходимость систематического обучения и постоянной практики при развитии коммуникации

Принцип обучения от простого – к сложному тесно связан с принципом систематичности и предполагает необходимость формирования навыков коммуникации в определенной последовательности, которая предполагает постепенное усложнением коррекционных задач.

Принцип наглядности раскрывает необходимость использования дополнительной визуальной поддержки.

Принцип дифференцированного подхода указывает на необходимость подбора методов, приемов и форм организации педагогической коррекции в зависимости от уровня сформированности коммуникативных навыков ребенка.

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития раскрывает зависимость формирования речи от состояния других психических процессов. Данный принцип указывает на необходимость выявления и воздействия на те факторы, которые прямо или косвенно способствуют развитию речевой коммуникации.

Принцип индивидуального подхода предполагает необходимость учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей.

Предметно-игровая среда для проведения занятий разделена на несколько зон:

Это уникальная многоуровневая образовательная среда, в которой ребенок учится взаимодействию с окружающим миром, сверстниками, взрослыми, осваивает социальные навыки, получает первый практический опыт, благодаря которому понемногу начинает более коммуницировать и становиться самостоятельным.

Основная цель занятий в рамках программы – воспитание ребенка и адаптация его к окружающему миру путем подражания, имитации действиям других людей и (или) животных, существ, нормализация поведения. При этом объект может быть как реально существующим (мама, папа, продавец или кондуктор), так и вымышленным (супергерой, сказочный персонаж).

Ребенок моделирует поведение и ситуации, экспериментируя с ситуациями, и таким образом, получает жизненный опыт в игровой форме, а также необходимые навыки общения (ролевые – через «обыгрывание» роли, «деловые» - путем договора с партнерами по игре и «дружеские» - отношения, которые влечет за собой совместная игра).

Организация среды в помещении и используемое оборудование:

Виды активности, материалы и приспособления, воздействующие на тактильную систему:

  • Пересыпание мелких предметов, игры с крупой.
  • Пластилин, массы для лепки.
  • Пальчиковые краски.
  • Сжимание рук (взрослый регулярно с силой сжимает руки ребенка).
  • Глубокий массаж.
  • Сквишбоксы (Squish Box) – мягкие антисресс-игрушки для сжимания.
  • Утяжелители.

Виды активности, воздействующие на слуховую систему:

  • Звуковое лото.
  • Музыкальные инструменты.
  • Аудиокниги, говорящие альбомы.
  • Наушники.
  • Музыкальные коврики.

Виды активности, воздействующие на зрительную систему:

  • Визуальное расписание.
  • Коммуникаторы.
  • Конструкторы Marble.
  • Мигающие игрушки
  • Калейдоскоп.
  • Игры с лабиринтами.
  • Игра «Крестики и нолики».
  • Сенсорные бутылки.
  • Игры, в которых нужно бросать предметы, попадая в цель.
  • Специальное место для сенсорной разгрузки (релаксации).
  • Антибликовые приспособления.

Виды активности, воздействующие на проприоцептивную систему:

  • Сенсорные модули и утяжелители.
  • Массажная - щетка.
  • Подушка с вибрацией.
  • Сенсомоторная труба.
  • Утяжеленный коврик.
  • Массажные коврики.
  • Игры с кинетическим песком.

Виды активности, воздействующие на вестибулярную систему:

  • Батут.
  • Карусель.
  • Балансиры.

Виды активности, воздействующие на систему обоняния:

  • Занятия с ароматизированным тестом.

В коррекционной работе в рамках модуля развития речи и коммуникации специалисты используют различные методы формирования коммуникативных навыков:

Игровые методы и приемы позволяют усилить у ребенка социально-коммуникативную мотивацию, благодаря которой у него появляется потребность использовать формирующийся коммуникативный навык.

Разнообразные упражнения (вербальная имитация, комментирование изображений на картинках, работа с бланками, карточками и т.д.) используются в ситуации структурированного занятия с целью формирования умения комментировать, отвечать на вопросы и задавать их, сообщать о своих чувствах, для формирования диалоговых навыков.

Применяются поведенческие (бихевиористские) методы и техники:

  • моделирование, побуждение, подсказка, помощь, подкрепление;
  • использование альтернативных коммуникативных систем.