4.4. Социальная адаптация с интегрированным методом недерективной игровой терапии
Метод основан на основе уникальной многоуровневой образовательной среда, в которой ребенок учится взаимодействию с окружающим миром, сверстниками, взрослыми, осваивает социальные навыки, получает первый практический опыт, благодаря которому по-немногу начинает становиться самостоятельным.
Основная цель ролевой детской игры – воспитание ребенка и адаптация его к окружающему миру путем подражания, имитации действиям других людей и (или) животных, существ. При этом объект может быть как реально существующим (мама, папа, продавец или кондуктор), так и вымышленным (супергерой, сказочный персонаж).
Ребенок моделирует поведение и ситуации, экспериментируя с ситуациями, и таким образом, получает жизненный опыт в игровой форме, а также необходимые навыки общения (ролевые – через «обыгрывание» роли, «деловые» - путем договора с партнерами по игре и «дружеские» - отношения, которые влечет за собой совместная игра).
Достоверность имитации для ребенка заключается не только в строгом соблюдении определенного регламента поведения («что нужно сделать, чтобы «приготовить» суп, как мама?»), но и иногда – в наличии сопутствующих предметов (ребенок взаимодействует с куклой, пользуется игрушечными расческами, машинками и т.д.).
В свою очередь, кроме адаптации ребенка к окружающему миру, знакомства с правилами общества и воспитания в игровой форме, изучения функциональности бытовых предметов, ролевая игра также служит хорошим подспорьем в развитии памяти и внимания. Использование так называемых «предметов-заместителей», которые служат ребенку тем или иным предметом, в зависимости от текущей игры – прекрасное упражнение на тренировку памяти и развитие образного мышления, что также приносит пользу и речи, и общему развитию ребенка.