МОДУЛЬ 3. Коррекции эмоционально-волевой сферы

Реабилитационный модуль коррекции эмоционально-волевой сферы включает в себя интеграцию нескольких методов.

Реабилитационная программа коррекции эмоционально-волевой сферы выстраивается индивидуально для каждого ребенка на основе комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с учетом результатов функциональной диагностики.

Функциональная диагностика осуществляет при помощи уникальных инновационных аппаратурных комплексов.

Коррекционные цели:

Коррекции агрессивности

  1. Снятие аффекта "неадекватности", формирование адекватной самооценки детей.
  2. Развитие навыков общения, игровых умений и навыков, регуляция социальных отношений детей.
  3. Снятие чрезмерного напряжения детей.
  4. Развитие и обогащение навыков адекватного, конструктивного поведения.
  5. Обучение ауторелаксации.
  6. Отреагирование агрессивных тенденций.

Коррекции тревожности

  1. Развитие умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
  2. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
  3. Формирование навыков общения, контроля своего поведения.
  4. Снижение психофизического напряжения.
  5. Снижение уровня личной тревожности.

Коррекции страхов и эмоционального напряжения

  1. Развить умения чувствовать свое настроение.
  2. Снизить эмоциональное напряжение.
  3. Актуализировать чувство страха.
  4. Повысить психический тонус ребёнка.
  5. Осуществить контроль над объектом страха.
  6. Актуализация эмоций.

Функциональная диагностика осуществляет при помощи уникальных инновационных аппаратурных комплексов.

В целях диагностики регистрации функционального состояния мозга, его метаболизма, адаптивных возможностей организма применялось нйроэнергокартирование — относительно новый электрофизиологический метод, основанный на измерении уровня постоянных потенциалов, который отражает состояние кислотно-основного состояния на границе гематоэнцефалического барьера (В.Ф.Фокин, Н.В.Пономарева, 2003). Ценность данного метода исследования заключается в том, что он показывает функциональное состояние мозга в его динамике.

 
spp30

Аппаратная диагностика осуществляется с помощью АПК «Активациометр», который позволяет оценить психоэмоциональное состояние с использованием методики «Диагностика активации и функциональной асимметрии полушарий», а также уточнить активацию того или иного полушария, характер доминирования полушарий и уровень психоэмоционального состояния испытуемого.

Поскольку, на развитие произвольности оказывает влияние нервно-психическое состояние ребенка, для его оценки была использована методика «Виброизображение» с помощью программы spp28ВибраМед. Первая составляющая определяется микроперемещением точек тела человека относительно друг друга. Вторая составляющая связана с макроперемещением тела человека, прежде всего головы. В основе каждой технической составляющей виброизображения лежат свои психосоматические механизмы, что делает получаемое виброизображение человека уникально информативным для характеристики психофизиологического состояния (тестируются до 300 000 аналитических точек).

Программа «ВибраМед» разработана компанией "Элсис" и позволяет анализировать эмоциональное и психофизиологическое состояние человека по параметрам: агрессия; стресс; тревожность; опасность; уравновешенность; харизматичность; энергичность; саморегуляция; торможения; невротизм (эмоциональная устойчивость).

Системная диагностика осуществляется при использовании нейропсихологических методов:

spp30

Цветовой дневник настроения

В цветном рисунке ребенка всегда отразятся его настроение и эмоции.

В начале занятия всем членам детям предлагается выбрать цветной штамп, который сейчас нравится больше всего. Цвет этого штампа и будет отражать настроение.

Методика "Паровозик" (Выявление тревожности у дошкольников)

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

«Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой

Методика проводится с детьми с 4-х лет.

Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Методика «Лесенка»

Данные, полученные при исследовании по этой методике, также позволяют судить о типе самооценки. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т. д.

Тест тревожности «Тэммл - Дорки – Амен»

Тест служить не только индикатором общего эмоционального состояния ребенка, но и позволяет определить источник напряженности.

Форма проведения занятий:

  • индивидуальные,
  • подгрупповые,
  • диада «ребенок – родитель»,
  • триада «родители – ребенок».

Желательно, чтобы групповые занятия вели два специалиста (психолог и психолог; психолог и педагог), что позволяет осуществить более эффективное взаимодействие с семьей или несколькими детьми: оказать внимание одновременно нескольким участникам, быстро организовать необходимое пространство для творчества (расставить, убрать нужные материалы), не упустить некоторые важные моменты и особенности изменения поведения детей и родителей. Второй специалист во время занятий если необходимо сопровождает ребенка, помогает ему.

Предметно-игровая среда для проведения занятий разделено на несколько зон:

1 зона, оснащенная творческой мастерской, которая включает в себя:spp31

  • стол для рисования песком с подсветкой;
  • поверхность для работы с кинетическим и космическим песком;
  • сцену для театра теней.

2 зона для эбру терапии оснащенную:spp32

  • столом – мольбертом для рисования;
  • поддоном с подсветкой для аква анимации.

3 свободная зона для упражнений.

4 зона, оснащенная интерактивной песочницей.

Представленные в программе упражнения позволяют:

  1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками является безопасным способом освободиться от негативной энергии и разрядить напряжение.
  2. Облегчить процесс абилитации\реабилитации. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной психокоррекции.
  3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и выбор цветовой гаммы в рисунках дают возможность получить информацию о ребёнке, его внутреннем состоянии.
  4. Проработать мысли и чувства, которые дети и взрослые зачастую подавляют в себе. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
  5. Наладить отношения между психологом, ребёнком и родителями. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
  6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, предусматривают самостоятельный выбор краски и упорядочивание цвета и форм.
  7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия арт - терапией создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
  8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Сопутствующим положительным моментом рисования на воде является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов, их развития и проявления. Итог рисунка никогда не разочаровывает ребёнка.
  9. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения.
  10. Повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге — успешно интегрировать его в общество.

Предложенные в программе упражнения позволяет преодолеть ряд проблем:

  • трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;
  • переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;
  • неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, враждебность к окружающим