2.5. Нейрокоррекция
Нейрокоррекция – современный метод телесной психотерапии.
Нейропсихологическая коррекция – комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.
Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, в форме комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.
Нейрокоррекционные упражнения позволяют активизировать и синхронизировать работу полушарий: при регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных связей между различными группами нервных клеток, связывающих полушария головного мозга, т.е. развивается мозолистое тело. В мозге происходят положительные структурные и функциональные изменения.
Нейрокоррекция начинает свое воздействие преимущественно с 4-х летнего возраста, это связано не только с активным развитием третьего функционального блока, но и с главной идеей коррекции: к этому возрасте большинство ниже лежащих отделов уже сформированы (правильно или дезадаптивно), до этого возраста (раннее вмешательство или ранняя помощь) коррекции нет, так как идет активное развитие соответствующих зон мозга, в этом случае специалист не корректирует, а способствует гармоничному развитию ребенка с ОВЗ.
Виды упражнений нейрокоррекции
- Дыхательные упражнения,
- Растяжки,
- Глазодвигательные упражнения,
- Упражнения общедвигательного репертуара,
- Массаж и самомассаж,
- Упражнения на развитие равновесия,
- Игры на развитие восприятия и внимания.
Упражнения направлены на восстановление, активацию, тренировку различных сенсомоторных навыков, оптимальное состояние которых непосредственно влияет на высшие когнитивные функции.
Комплекс психологических приемов направлен на изменение структуры нарушенных функций мозга (память, внимание, мышление, восприятие и др.) и их компенсацию.
Цель нейропсихологических упражнений:
- Развитие межполушарного взаимодействия;
- Развитие межполушарных связей;
- Синхронизация работы полушарий;
- Развитие восприятия;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие способностей;
- Развитие памяти, внимания;
- Развитие речи;
- Развитие мышления;
- Устранение дислексии;
- Повышение стрессоустойчивости.
Дополнительные цели:
- Расширение двигательного репертуара;
- Расширение представлений об окружающем мире;
- Расширение социальных связей;
- Формирование представлений о себе, формирование схемы собственного тела;
- Помощь в развитии и укреплении взаимоотношений «мать-ребенок».
Главные задачи нейрокоррекции:
- Восстановление связи и баланса активности между левым и правым полушарием мозга;
- Восстановление связи и баланса активности между передней и задней частями мозга.
Главная идея нейрокоррекции: развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению.
И самое главное, происходит взаимодействие и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, ощущений и эмоций.