2.4. Сенсомоторная интеграция

Сенсомоторная интеграция – это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития – это первые семь лет жизни.

Сенсорная обработка – это процесс, в ходе которого мозг получает сенсорную информацию, обрабатывает ее и использует по назначению.

Сенсомоторное развитие складывается из следующих составляющих:

  1. Восприятие внутренней и внешней входящей информации;
  2. Схема тела;
  3. Ориентация по сторонам тела (верх-низ и лево-право по оси позвоночника – срединной линии тела);
  4. Равновесие;
  5. Интеграция врожденных рефлексов;
  6. Моторное планирование.

Это возможность развивать способность сенсорной обработки для:

  • Социального взаимодействия
  • Развития моторных навыков
  • Самоконтроля и саморегуляции
  • Умения концентрироваться, чтобы учиться

Сенсомоторная интеграция – это система физических упражнений и особых телесноориентированных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции –способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств.

На первом этапе жизни основная учебная задача ребенка – это управление и координация своих органов чувств и движений собственного тела. Как только ребенок начинает двигаться, в головном мозге формируется внутренняя карта движений, которая позволяет ему ориентироваться, взаимодействовать с окружающим миром и самообучаться. Это и есть сенсомоторный интеллект.

Развитие сенсомоторного интеллекта начинается с первичных рефлексов и базовых движений, которые универсальны для всех детей, и на основе которых уже осваиваются более сложные движения.

Эта внутренняя карта – основа, на которой строится ежедневная активность ребенка, включающая:

  • Ориентацию в пространстве,
  • Двигательные и речевые способности.

Временной промежуток формирования сенсомоторного интеллекта мал, есть вероятность его недостаточно полного и сбалансированного формирования.

Основной задачей сенсомоторной интеграции является восполнение навыков равновесия, движения или сенсомоторной координации.

Нарушение процесса формирования сенсомоторной интеграции вредит развитию высших психических функций (мышлению, вниманию, восприятию, памяти, речи и т.д.).

В программу сенсомоторной интеграции могут быть включены:spp16

  • Упражнения на нейробатуте;
  • Упражнения с использованием сенсорно-динамического оборудования (сенсорно-интегративный тренажер, нейродинамический тоннель, сенсорно-динамические качели, нейродинамический гамак, нейродинамический батут);
  • Упражнения с тактильными дорожками;
  • Упражнения с использованием аква-терапии и «мокрой среды»;
  • Занятия в нейросенсорной комнате;
  • Занятия на нейротренажёрах;
  • Занятия в спелеотерапевтической пещере;
  • Занятия с Монтесори-оборудованием;
  • И еще огромным количеством специального оборудования и пособий, где ребенок может получать различные ощущения, необходимые для созревания нервной системы.