2.4. Сенсомоторная интеграция
Сенсомоторная интеграция – это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития – это первые семь лет жизни.
Сенсорная обработка – это процесс, в ходе которого мозг получает сенсорную информацию, обрабатывает ее и использует по назначению.
Сенсомоторное развитие складывается из следующих составляющих:
- Восприятие внутренней и внешней входящей информации;
- Схема тела;
- Ориентация по сторонам тела (верх-низ и лево-право по оси позвоночника – срединной линии тела);
- Равновесие;
- Интеграция врожденных рефлексов;
- Моторное планирование.
Это возможность развивать способность сенсорной обработки для:
- Социального взаимодействия
- Развития моторных навыков
- Самоконтроля и саморегуляции
- Умения концентрироваться, чтобы учиться
Сенсомоторная интеграция – это система физических упражнений и особых телесноориентированных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции –способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств.
На первом этапе жизни основная учебная задача ребенка – это управление и координация своих органов чувств и движений собственного тела. Как только ребенок начинает двигаться, в головном мозге формируется внутренняя карта движений, которая позволяет ему ориентироваться, взаимодействовать с окружающим миром и самообучаться. Это и есть сенсомоторный интеллект.
Развитие сенсомоторного интеллекта начинается с первичных рефлексов и базовых движений, которые универсальны для всех детей, и на основе которых уже осваиваются более сложные движения.
Эта внутренняя карта – основа, на которой строится ежедневная активность ребенка, включающая:
- Ориентацию в пространстве,
- Двигательные и речевые способности.
Временной промежуток формирования сенсомоторного интеллекта мал, есть вероятность его недостаточно полного и сбалансированного формирования.
Основной задачей сенсомоторной интеграции является восполнение навыков равновесия, движения или сенсомоторной координации.
Нарушение процесса формирования сенсомоторной интеграции вредит развитию высших психических функций (мышлению, вниманию, восприятию, памяти, речи и т.д.).
В программу сенсомоторной интеграции могут быть включены:
- Упражнения на нейробатуте;
- Упражнения с использованием сенсорно-динамического оборудования (сенсорно-интегративный тренажер, нейродинамический тоннель, сенсорно-динамические качели, нейродинамический гамак, нейродинамический батут);
- Упражнения с тактильными дорожками;
- Упражнения с использованием аква-терапии и «мокрой среды»;
- Занятия в нейросенсорной комнате;
- Занятия на нейротренажёрах;
- Занятия в спелеотерапевтической пещере;
- Занятия с Монтесори-оборудованием;
- И еще огромным количеством специального оборудования и пособий, где ребенок может получать различные ощущения, необходимые для созревания нервной системы.