Новости

На встрече с педагогом-психологом Центра родители узнали о способах снижения сенсорной перегрузки у детей

n 24 21

Продолжается реализация цикла тематических мастерских в рамках работы с семьями, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). На этот раз педагог-психолог центра «Коррекция и развития», Елена Колесникова рассказала родителям о том, как распознать сенсорную перегрузку и устранить ее причины.

В ситуации, когда ребенок получает слишком много впечатлений в единицу времени (новых людей, картинок, звуков, ощущений или других сигналов от органов чувств), его мозг и нервная система перестают справляться с нагрузкой. Именно это состояние и называется сенсорной перегрузкой. У маленького ребенка такое состояние может вызвать, например, день рождения или другой семейный праздник, когда много незнакомых ему людей по очереди берут его на руки, пытаются поиграть и развлечь.

Перевозбужденные дети, как правило, капризничают, чувствуют себя усталыми и разбитыми. Постарайтесь на время обеспечить малышу спокойную, тихую и по возможности знакомую обстановку, если заметили, что ему тяжело.

Что могут сделать взрослые, если ребенок перегружен:

  • Если вы заметили, что малыш перегружен впечатлениями, переместите его в тихое место, где ему будет легче успокоиться.
  • Младенцу можно помочь, запеленав его, — так уменьшается интенсивность физических ощущений и снижается нагрузка на нервную систему. Также малыш быстрее успокоится, если носить его ближе к телу (например, в слинге или эрго-рюкзаке), когда вы занимаетесь повседневными делами.

Помочь детям старше 1 года справиться с сенсорной перегрузкой можно следующими способами:

  • Прежде всего, постарайтесь сохранять спокойствие сами. Это, в свою очередь, поможет быстрее успокоиться ребенку.
  • Уменьшите уровень шума и откажитесь на время от активных занятий. Выключите телевизор и уберите подальше другие экраны, отведите малыша в его комнату или позвольте ему быть рядом с вами, если так он лучше себя чувствует.
  • Помогите ему назвать те чувства, которые сейчас он выражает своим поведением. Например, попробуйте сказать: «Я вижу, что ты расстроен(а)» или «Мне кажется, ты сейчас чувствуешь себя подавленным/уставшим/перегруженным».
  • Если из-за стресса, вызванного сенсорной перегрузкой, ребенок демонстрирует проблемное поведение, почти всегда можно «переключить» его и привести в чувство, сменив обстановку.

«Все дети разные. Каждый ребенок по-своему справляется с тем или иным уровнем возбуждения. Некоторые дети справляются с перегрузками хуже, чем другие. Особенно легко сенсорная перегрузка возникает у сверхчувствительных и гиперактивных детей, а также у детей с аутизмом. Желательно придерживаться рекомендаций и обращать внимание на симптомы сенсорной перегрузки, чтобы вовремя ее предотвратить», - отметила в конце встречи Елена Колесникова.

n 24 22