Новости

Воспитатель Центра провела для родителей консультацию «Продуктивные способы семейного воспитания: поощрение и наказание»

 n 19 1

Специалисты отделения дневного пребывания регулярно проводят для родителей детей, посещающих центр «Коррекция и развитие» тренинги, совместные занятия и консультации. Воспитатель Наталия Сашина на консультации обсудила с родителями методы семейного воспитания: поощрение и наказание.

Воспитание процесс длительный, непрерывный и очень сложный. Он немного сложнее, чем процесс обучения. Успех дела во много зависит от того, какие взаимоотношения сложились в семье между ребенком и родителями.

 В арсенале взрослых есть несколько способов контроля поведения ребенка:

  • • негативные способы: наказания, запреты, окрики, приказы, замечания;
  • • позитивные способы: просьба, похвала, поощрение, модификация поведения.

Каждый, кто воспитывает ребенка, знает, что с помощью поощрения можно научить малыша осмыслить и оценить свой поступок, помочь ему отличить хорошее от плохого. Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к поощрениям. Это –  один из методов корректировки детского поведения, он поддерживает, усиливает положительные способы поведения, активирует их проявление.

Но, применяя поощрение, нужно соблюдать чувство меры. Если ребенка хвалят за каждый поступок, то этот метод воспитания теряет свой смысл и силу. Особенно снижает воспитательный эффект этого метода незаслуженное одобрение. Вместе с тем выразительный жест, улыбка, доброе слово, высказанное вовремя, к месту и умело, все это сильнее средства морального воздействия на ребенка: медлительный старается стать проворным, шалунишка – оправдать доброе мнение о себе.

 Главное поощрять ребенка необходимо за действительные успехи в поведении, в выполнении трудовых дел.

Наказание – сложный и трудный метод воспитания: оно требует огромного такта, терпения и осторожности. Если наказание помогает малышу осознать свою вину и не унижает его человеческого достоинства, а наоборот, поднимает чувство ответственности за свои действия, то в этом случае оно педагогически оправдано и допустимо.

Наказания помогают добиться желаемого и дисциплинируют ребенка. Но не следует ими злоупотреблять. Поскольку любое наказание вызывает у ребенка негативные эмоциональные переживания и гнев, либо постоянное подавление этого гнева. Подавляемый гнев может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. В этом случае, ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло».

Ни в коем случае нельзя применять физические наказания, поскольку они отрицательно сказываются на личности ребенка, способствуя возникновению нежелательных свойств характера. Систематическое применение физических наказаний может надломить волю ребенка, превратить его в покорного и неспособного принимать самостоятельные решения человека.

«Какой же из этих способов воспитания эффективней?» – спросила одна из мам.

«Самым демократичным способом воспитания являются просьбы. Однако они не всегда бывают эффективны, особенно при взаимодействии с маленькими детьми. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. Наиболее эффективным способом воспитания дошкольников является техника модификации поведения. Ее суть в том, что за хорошее поведение ребенок получает поощрение, а за плохое – наказание или лишение привилегий. И не стоит забывать, что в воспитании самое главное – это укреплять детско-родительские отношения», – отметила в конце встречи воспитатель Наталия Сашина.

n 19 2
n 19 3