Новости

Специалисты Службы психолого-педагогической помощи в рамках семинара-практикума обсудили с коллегами практические приемы игровой терапии при коррекции поведения у детей с РАС

n 15 1

Имея многолетний опыт работы и большую практическую базу, специалисты Центра в рамках научно-практической деятельности делятся своими знаниями с коллегами не только из Астраханской области, но и из других регионов страны.

Накануне педагоги-психологи Службы психолого-педагогической помощи Елена Колесникова и Нурия Булатова провели семинар-практикум, в ходе которого познакомили специалистов с опытом применения игровой терапии при коррекции поведения у детей с расстройством аутистического спектра (РАС). В семинаре приняли участие около 50 человек из Астраханской, Новосибирской, Кировской, Ульяновской областей, г. Санкт-Петербург, Челябинск, Абакан, Саратов, Ейск, Камызяк и Ставропольского края.

Организаторы отметили, что игровая терапия является эффективным методом вмешательства для детей с РАС, поскольку она направлена на основные «болевые точки», такие как социальные проблемы и отношения. Известно, что дети-аутисты испытывают определенные трудности в общении с другими людьми. Игра может стать тем самым методом, который поможет ребенку перейти от самопоглощения к разнообразному общению.

Практический опыт коррекционной работы с аутичными детьми показывает, что несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, их поведение на первых занятиях по игровой терапии имеет много общего. Это избегание контакта с педагогом-психологом, отсутствие целенаправленного интереса к игре, обедненные, однотипные манипуляции с игрушками.

В начале работы специалисты часто сталкиваются с тем, что ребенок не принимает игру, предлагаемую ему, и «не пускает» никого в свою игру, проявляя нежелательное поведение в форме агрессии, крика, убегания или аутостимуляций. Поэтому на первых занятиях по игровой терапии ставится задача создать ребенку условия для снижения у него уровня тревожности, страха перед новой обстановкой, внушить ему чувство безопасности и вызвать интерес к спонтанной деятельности с игрушками. Ребенку предоставляется максимальная свобода действия, если она не наносит вред ему самому и окружающим. На данном этапе, как правило, педагог-психолог занимает позицию наблюдателя, используя тактику выжидания, не предъявляя ребенку никаких речевых инструкций. Взаимодействие с ребенком проявляется в одобряющей улыбке, поощрительном комментарии «молодец», «хорошо играешь». Следующим шагом в работе является постепенное введение во взаимодействие с ребенком приема отражения, который заключается в озвучивании действий и чувств ребенка в его игре. Такая словесная активность дает ребенку понять, что взрослый заинтересован и включен в игру, позволяет почувствовать ребенку, что его принимают таким, какой он есть. Например: «тебе нравится красная машинка», «ты рассердишься», «ты делаешь башню», «ты даешь кукле чай». Такой прием часто приносит хорошие видимые результаты в формировании устойчивого контакта.

«Отправная точка начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Уважайте его желания, не заставляйте его играть насильно, сделайте так, чтобы игра приносила радость. Дозируйте эмоциональную нагрузку на ребёнка, наблюдайте за его самочувствием», – поделилась рекомендациями со специалистами педагог-психолог Елена Колесникова.

n 15 2
n 15 3
n 15 4
n 15 5
n 15 6