Новости

В рамках единого методического дня в Центре прошла методическая площадка «Индивидуализация средств альтернативной коммуникации в работе дефектолога с неговорящими детьми»

n 22 1

Накануне в рамках Единого методического дня в центре «Коррекция и развитие» прошла методическая-площадка «Индивидуализация средств альтернативной коммуникации в работе дефектолога с неговорящими детьми». Ее организатором выступила учитель-дефектолог Ирина Курбатова. В мероприятии участвовали специалисты из г. Санкт-Петербурга, Челябинска, Ейского района, Астраханской области и Республики Дагестан.

В своем выступлении специалист обратила внимание участников на актуальность использования альтернативных средств коммуникации, что обусловлено ростом количества детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутствует, либо представлена отдельными вокализациями (звуками). В таких случаях работа с данной категорией детей затруднена, так как возникают сложности взаимопонимания ребенка и взрослого. Речь идет о таких нарушениях развития, как расстройства аутистического спектра, органические поражения речевых зон коры головного мозга, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенности развития эмоционально–волевой сферы, нарушения слуха и/или зрения, комплексные нарушения. Педагог, работающий с перечисленными категориями детей, должен обладать знаниями по установке контакта с ними, должен знать, как вступить в диалог с безречевым ребенком. Основной целью на начальном этапе обучения таких детей является поиск альтернативных средств общения, с помощью которых ребенок смог бы вступать во взаимодействие с педагогами; понимая, что от него требуют; что необходимо сделать.

Ирина Курбатова в ходе своего выступления подчеркнула, что к выбору системы альтернативной коммуникации для каждого отдельного ребенка надо подходить с учетом многих аспектов. Во-первых, выбранная система должна облегчать повседневную жизнь, позволять ребенку в меньшей степени чувствовать себя инвалидом и больше управлять собственной жизнью. Во-вторых, введение альтернативной системы общения должно быть скоординировано со всеми остальными услугами, такими, как образование, медицина, социальное сопровождение и т.д. В-третьих, обучение языку и коммуникации не должно быть отделено от других форм терапии и поддержки. Средства альтернативной коммуникации, как и другие формы языка и коммуникации, должны быть орудием, используемым во всех жизненных ситуациях.

«Обучение неговорящего ребенка использованию альтернативных средств коммуникации является сложным процессом, который должен охватывать специалистов из разных областей (педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников). Всех тех, кто работает с конкретным ребенком. Основным звеном в такой работе является постоянное взаимодействие с родителями, т.к. именно с ними ребенок проводит большую часть времени», – отметила в конце встречи учитель-дефектолог Ирина Курбатова.

n 22 2
n 22 3
n 22 4