Новости
Педагоги-психологи учат родителей правильной организации сенсорной среды для ребенка с РАС
Накануне педагог-психолог Службы психолого-педагогической помощи Нурия Булатова провела онлайн-лекцию в рамках программы социально-психологического сопровождения «ЭкспериментариУм для родителей» на тему: «Как правильно организовать сенсорную среду для ребенка с РАС».
На сегодняшний день доказано, что многие проблемы в поведении связаны с тем, что люди с расстройствами аутистического спектра (РАС) воспринимают и перерабатывают сенсорную информацию качественно иначе, чем остальные. У большинства детей с РАС обнаруживается целый ряд отклонений в сенсорной сфере. В области тактильного восприятия – в младенческом возрасте отмечается отрицательная эмоциональная реакция на прикосновения, пеленание, купание, в более старшем – непереносимость одежды, обуви, чистки зубов. У другой группы детей с РАС наблюдается слабая реакция на прикосновения, мокрые пеленки, холод. В области зрительного и слухового восприятия у детей с аутизмом – непереносимость яркого света, громких звуков либо слабая реакция на них.
Особенности сенсорной сферы детей с РАС становятся источником проблем в обучении и приводят к различным видам дезадаптивного поведения.
Педагог-психолог обратила внимание, что многие трудности, вызванные сенсорными особенностями детей с РАС, можно преодолеть, создавая особую сенсорную среду или используя специальное оборудование. При этом особенности восприятия каждого ребенка с РАС строго индивидуальны.
Задача родителей – создать комфортную обстановку для ребенка, убрав все непереносимые раздражители. Ими могут быть предметы или явления, не приносящие обычным людям явный дискомфорт, например, яркий свет лампы, запах дезодоранта, громкий голос родителя и т.п.
Помимо исключения неприятных для ребенка с РАС сенсорных раздражителей, важно обеспечить ему возможность получать приятные ощущения.
«Получение приятных сенсорных ощущений помогает ребенку успокоиться. Именно это становится причиной того, что многие дети с РАС трясут руками, раскачиваются, постоянно произносят какие-то фразы или издают звуки, стучат по парте и т.п. Такие стереотипные формы поведения и аутостимуляции (стимминг) у людей с РАС являются попыткой сохранить неизменность, комфортность среды, справиться с сенсорной перегрузкой, отрегулировать сенсорную систему», - обратила внимание родителей педагог-психолог Нурия Булатова.
>br>