Новости

В рамках проекта «ЭкспериментариУм для родителей» мамы и папы изучают вопросы подготовки ребенка с РАС к посещению общественных мест
n 22 1

Педагог-психолог службы психолого-педагогической помощи Анастасия Демидович собрала родителей на онлайн-встрече, чтобы обсудить с ними важность и своевременную необходимость подготовки ребенка с РАС к посещению общественных мест.

Дети в спектре аутизма предпочитают знакомую обстановку. Рутина и ритуалы домашней жизни помогают справляться с расстройствами аутистического спектра, так что зачастую родители неохотно покидают дом вместе с ребенком. Многие волнуются, что общественные места вызовут у ребенка перегрузку из-за яркого света, звуков или запахов. Другие боятся косых взглядов и комментариев незнакомцев в ответ на некоторые виды поведения аутичного ребенка. Даже простой визит к друзьям может показаться непосильной задачей.

Организатор встречи дала родителям несколько советов о том, как помочь ребенку справиться с посещением общественных мест:

  1. Используйте знание о вашем ребенке. Если вашему ребенку не нравится быть в толпе, то вряд ли нужно вести его на елку. Прежде чем вести куда-нибудь ребенка продумайте все возможные сценарии того, что может вызвать у ребенка дискомфорт или спровоцировать проблемное поведение и поначалу постарайтесь минимизировать эти факторы, когда куда-нибудь идете. Например, сходите с ребенком за покупками в тот день, когда в магазинах меньше всего народа. Если ваш ребенок достаточно большой, то обязательно заранее предупреждайте его, когда вы куда-нибудь пойдете, чтобы он знал, чего ожидать.
  2. Планируйте заранее. Расставляйте приоритеты и пусть во время каждого выхода из дома ваш список дел будет как можно короче. Всегда заранее знайте, куда вы идете, и сколько времени вы там пробудете. Продумывайте возможные проблемы и составляйте планы действий на случай их возникновения.
  3. Используйте изображения для подсказок и визуального расписания. Помогите ребенку заранее знать, куда он идет, и что его там ждет с помощью фотографий тех мест, которые вы часто посещаете. Перед тем как выйти из дома, покажите ребенку, куда вы идете, и как можно чаще прибегайте к изображениям в дороге. Таким образом, ребенок будет готов к тому, что произойдет потом.
  4. Займите чем-нибудь ребенка. Найдите для ребенка какие-нибудь конкретные занятия во время выхода из дома. Например, поручите ребенку постарше «работу» по поиску нужных продуктов из списка покупок в супермаркете. Возьмите с собой любимые игрушки или игры ребенка, которые смогут занять его в общественном месте (например, пока вы едите в ресторане). У некоторых родителей есть специальная игрушка, которую они дают ребенку только во время выхода из дома. Это отличный способ помочь ребенку сохранять спокойствие и хорошее настроение, пока вы застряли в пробке или ждете в очереди к врачу.
  5. Хвалите и поощряйте ребенка. Попробуйте сделать основной акцент на хорошем поведении ребенка. После похвалы тут же дайте ребенку какое-нибудь особенное лакомство или награду. Чем больше вы будете награждать желательное для вас поведение, тем чаще вы будете его наблюдать!
  6. Практикуйтесь и будьте реалистичны. Посещение общественных мест с ребенком с аутизмом — это как пытаться накачать мышцы. Чем больше вы работаете над этим, тем сильнее становитесь. Устраивайте «тренировки» выходов из дома, чтобы ваш ребенок был лучше подготовлен. Постепенно привыкайте к новым ситуациям. Сделайте первые визиты в новые места совсем короткими и держитесь поближе к дому. Старайтесь завершить прогулку на позитивной ноте: лучше уйти пораньше, чем дождаться слез ребенка.

«Самый главный совет, который я хочу Вам дать — не сдавайтесь. Когда вы впервые посещаете новое место, то все может пройти отлично, либо вас ждет полный провал. Вы не узнаете, пока не попробуете, и чем чаще вы будете выбираться из дома, тем увереннее будете и вы сами, и ваш ребенок. Измените свои ожидания и будьте готовы реагировать, если все пойдет не так, как запланировано. Если выход из дома оказался слишком трудным, то следующий поход планируйте по-другому», - отметила в конце встречи, организованной в рамках проекта «ЭкспериментариУм для родителей», педагог-психолог Анастасия Демидович.

n 22 2
n 22 3
n 22 4
n 22 5
n 22 6