Новости

В рамках тематических мастерских специалисты учат родителей, как справиться с негативным поведением ребенка

n 17 1

Педагог-психолог службы психолого-педагогической помощи Нурия Булатова провела занятие из цикла тематических мастерских в рамках работы для семей, воспитывающих детей с РАС: «Как справиться с негативным поведением». Специалист предложила родителям несколько действенных механизмов, которые они смогут использовать в домашних условиях.

Очень часто родители говорят: «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него аутизм», «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него отцовский характер» и так далее. У всех нас есть склонность объяснять поведение какими-то внутренними причинами, с которыми мы ничего не можем поделать. Однако в реальности очень многие, не все, но очень многие виды человеческого поведения в значительной степени контролируются факторами внешней среды. Так что в большинстве случаев можно изменить поведение, если изменить контекст, в котором оно происходит.

Первое, что педагог-психолог рекомендует родителям – это специально выискивать хорошие виды поведения у ребенка, и убедиться, что когда ребенок ведет себя хорошо, вы как-то это отмечаете, хотя бы просто говорите: «Какой ты молодец!», хвалите ребенка, обращаете на него внимание. Убедитесь, что, когда ребенок ведет себя хорошо, он что-то за это получает, что такое поведение выгодно для него.

Если нежелательное поведение все-таки происходит, подумайте, что именно получает ребенок в результате. Обязательно есть что-то, что делает это поведение выгодным для ребенка. Это может быть ваше внимание, специфическая реакция взрослого или другого ребенка, которую он хочет вызвать. Может быть, у него забрали игрушку, и он скандалит, потому что хочет получить игрушку обратно? Или он кричит, потому что вы попросили его сделать то, что он не хочет делать? Попробуйте определить, что он пытается получить таким образом.

Если же вам это удалось, то, по возможности, старайтесь сделать так, чтобы это поведение не приводило к нужным ребенку последствиям. Например, если ребенок скандалит, чтобы получить игрушку, убедитесь, что он эту игрушку не получит. Вместо этого подождите, пока поведение не прекратится. Когда ребенок успокоился, подскажите ему более уместное поведение, например, он может сказать: «Дай машинку, пожалуйста». Проследите, что ребенок получит игрушку только в ответ на социально приемлемое поведение, не в ответ на крики.

«Сегодня мы постарались с родителями прийти к пониманию того, что поведение ребенка во многом зависит от их собственного поведения. То, что говорят и делают родители – это почва как для желательного, так и для нежелательного поведения. Когда желательное или нежелательное поведение происходит, немедленная реакция родителей определит, станет ли это поведение происходить чаще или реже в будущем», - пояснила Нурия Булатова.

n 17 2
n 17 3