Новости

Специалисты Центра организовали вебинар «Современные подходы к развитию коммуникативных и речевых навыков у детей с РАС»

n 23 1

Специалисты Центра в рамках прошедшего методического дня собрали коллег, работающих с детьми с ОВЗ, на вебинар «Современные подходы к развитию коммуникативных и речевых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)».

Педагог-психолог службы ранней помощи Наталья Мордвина рассказала о формировании начальных коммуникативных навыков у детей раннего возраста группы риска по РАС, отметив, что расстройство аутистического спектра представляет собой одну из форм аномалий развития психики. При этом в подавляющем большинстве случаев обнаруживаются симптомы устойчивых, а порой и своеобразных нарушений в коммуникативной и эмоциональной сферах. Вследствие этого начинают страдать всякие контакты ребенка с окружающим миром. Ученые и исследователи часто говорят о «триаде аутизма». Она включает в себя основные признаки: нарушение коммуникации; стереотипность в поведении; недостаточная способность к реализации взаимодействий в рамках социума.

Для решения определенной задачи – формирования коммуникативных начальных навыков – необходимо выбирать разные методы и способы воздействий с опорой на особенности конкретного ребенка. При овладении навыками коммуникации с помощью карточек с изображениями, словами, в некоторых случаях письменной речью с помощью клавиатуры компьютера, эти дети могут показывать понимание происходящего значительно более полное, чем это ожидается окружающими. Они также могут показывать способности в решении сенсомоторных задач, в действиях с досками с вкладышами, с коробками форм, их сообразительность проявляется и в действиях с бытовыми приборами, телефонами, домашними компьютерами.

Учитель-логопед отделения комплексной диагностики Татьяна Колесникова расширила представления собравшихся о поведенческом подходе, осветила его основы, принципы, техники и методы. Специалист напомнила, что дети с РАС часто имеют проблемы в общении, понимании социальных норм и развитии речевых навыков. В связи с этим, поведенческий подход к развитию речи у детей с РАС становится все более популярным. Он основывается на усилении желательного поведения и уменьшении нежелательного. Для эффективного применения этого подхода необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и выбирать методы, которые наиболее эффективны для его конкретной ситуации. Родители могут использовать поведенческие стратегии в повседневной жизни, чтобы помочь своему ребенку с РАС развиваться языковыми навыками. Одна из таких стратегий – поощрять желательное поведение, например, коммуникацию на языке или использование социальных навыков в контакте с другими детьми. В то же время, следует игнорировать нежелательное поведение, такое как бормотание или отказ от общения.

«Для специалистов очень важно проводить индивидуальную работу с каждым ребенком и создавать программы обучения, адаптированные к его потребностям и возможностям. Важными элементами такой работы могут быть определение целей и задач, систематическая оценка прогресса и обратная связь от родителей и других специалистов, работающих с ребенком», – подчеркнула в конце выступления учитель-логопед Татьяна Колесникова.

n 23 2
n 23 3
n 23 4
n 23 5
n 23 6
n 23 7
n 23 8
n 23 9