Новости
Родители, воспитывающие детей с РАС, получили от специалистов Центра рекомендации по формированию социально-бытовых навыков
Для большинства родителей, воспитывающих детей с особенностями в развитии, актуальным является вопрос формирования у ребенка навыков самообслуживания.
В рамках очередной тематической мастерской для семей воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) педагог-психолог Нурия Булатова дала родителям общие рекомендации по формированию навыков самообслуживания:
- Формирование навыков самообслуживания в домашних условиях можно проводить как в бытовых ситуациях (например, ребенку предложить вместе накрыть на стол или вытереть пыль), так и в ходе специально организованных игр (например, предложить ребенку искупать куклу), а также в процессе ухода ребенка за собой.
- Желательно выбирать время, когда у ребенка хорошее настроение, он здоров и никто никуда не торопится.
- Перед освоением того или иного навыка важно организовать для ребенка специальную и безопасную среду. Для детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата обязательными элементами этой среды являются технические средства реабилитации. Например, для компенсации нарушенного слуха – специальная звукоусиливающая аппаратура, для детей с двигательными нарушениями – приспособления, помогающие удерживать позу (вертикализаторы, специальные коляски). Детям с задержкой психического развития важна спокойная обстановка и систематичность занятий.
- Формирование у ребенка навыков следует проводить по следующей схеме: покажите – подождите пока ребенок выполнит показанное действие – похвалите.
- Накопление социально-бытовых знаний, умений и навыков должно идти постепенно, последовательно и систематично, что предполагает каждодневное их закрепление.
- Необходимо высказывать свое отношение к успехам и неудачам ребенка.
«При обычном варианте развития ребенок по мере своего взросления постепенно овладевает всеми навыками самообслуживания. Эти умения и навыки он приобретает в основном, подражая взрослым. У детей, имеющих какие-либо особенности в развитии, навыки самообслуживания не формируются самопроизвольно. Зачастую для формирования этих навыков требуется специальная работа, которая предполагает в том числе обучение новым навыкам и закрепление их в домашних условиях», – обратила внимание родителей Нурия Булатова.