Новости

Что такое нарушение слогообразования и как его преодолеть, продемонстрировала на занятии учитель-логопед

 n 02 1

При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно, через ряд закономерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности слогообразования должны быть преодоленными. В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания.

Одним из признаков, позволяющих распознать различную природу речевых расстройств, является нарушение в способности к овладению слоговым составом слова.

Поскольку при нарушении слоговой структуры слова может искажаться порядок слогов (лимонад-молинад), сокращаться их число (холодильник – хадиник), застревания (панама – пананама), отмечаются замещения и т.д., это может свидетельствовать о нарушении артикуляционной сферы, недоразвитии слухового восприятия, о нарушении в восприятии пространства и ритмической организации движений.

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с речевыми нарушениями дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

Специалисты центра «Коррекция и развитие» учитывают это на ежедневных логопедических занятиях с ребятами. Накануне учитель-дефектолог Юлия Дубинина организовала и провела занятие по преодолению нарушения слоговой структуры слова «Кто в домике живет?». Для успешного выполнения заданий занятие началось с артикуляционной гимнастики. После выполняли упражнение «Флажки», в ходе которого нужно было определить правильно ли выстроена слоговая структура и удержать в голове моторную программу (если слово произнесено правильно поднять красный флажок, неправильно – синий), проговаривали чистоговороки, выполняли упражнение на дыхание (в стаканчик с водой через трубочку подуть, сначала тихо, потом сильнее), упражнение на развитие пространственных представлений и активизацию тактильной чувствительности «Гладкий-колючий» (ходьба по ортопедическим коврикам, наступаем правой/левой ногами и определяем, какой мячик на ощупь).

 «Сегодня мы показали, как можно самостоятельно проводить коррекционные занятия с ребенком, на что обратить внимание при выборе заданий, как отслеживать результативность работы. Мы обращаем внимание всех родителей на то, что своевременное овладение правильной речью является одним из главных факторов для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова лежит в основе овладения грамотой и успешного обучения ребенка в школе», – прокомментировала занятие учитель-логопед Юлия Дубинина.

n 02 2
n 02 3
n 02 4
n 02 5