Новости

Неговорящие дети – такая схожая, но такая разная проблема речи

n 21 1

Основная жалоба родителей, с которой сталкиваются специалисты отделения комплексной диагностики, связана с тем, что ребенок «не разговаривает», при том, что все остальные показатели развития в норме. За первым разговором с родителями следуют тщательно продуманный процесс наблюдения, проработанный психолого-педагогический эксперимент и, конечно, диагностика. О том, какие разные и непохожие друг на друга «неговорящие» дети, рассказали специалисты отделения педагог-психолог Дарья Самойлова, учитель-логопед Татьяна Колесникова, учитель-дефектолог Мария Жарёнова, социальный педагог Нургуль Бездельцева на страницах своего дневника наблюдения:

«Она у нас не разговаривает, только звуки издает». Ребенку 1 год, 2 месяца. Девочка с интересом смотрит на психолога и берет из рук специалиста игрушку. Прошло немного времени, а малышка уже играет и улыбается в ответ на улыбку. А вот логопед из волшебной коробочки достает животных: «Ой, кто это?». И дальше специалисты слышат, как мычит корова, и мяукает кот. У всех вздох облегчения. День хорошо начинается. «Развитие по возрасту. Но, нужна стимуляция речевой активности».

«Он у нас не говорит». Ребенку 3,5 года. Малыш заходит в кабинет и сразу начинает громко кричать. Дефектолог предлагает игрушки, мыльные пузыри, музыкальные инструменты. Ничего. Не идет к маме, не уходит от специалистов, только кричит. Многочисленные  попытки найти подход к ребенку. И вот, в кабинете  полная тишина. Крик прекращается. Очень медленно и плавно продолжается процедура обследования. В глаза психологу ребенок не смотрит. Игрушки берет, крутит их в руках, но играть не умеет, бросает на пол. Короткие инструкции не понимает. На уход мамы из кабинета, в рамках эксперимента, реагирует равнодушно. Социальный педагог в это время собирает анамнез, со слов мамы: «У нас дома полная тишина, мы почти никуда не ходим из-за карантина, ребенок никого, кроме родителей не видит… Он, конечно, сам ходит, но мы стараемся его пока носить на руках, он маленький, ему тяжело… Просить он не умеет, мы предугадываем его желания, чтобы он не плакал». «Ребенку нужна коррекционная помощь, и обязательно консультация для родителей». Грустно и тревожно очень…

«У него нет речи, он не умеет выражать свои мысли. Врачи говорят, что у него задержка речевого развития».  Ребенку 6 лет. Игрушками манипулирует, играть не умеет. Простые инструкции «дай красный кубик!» не понимает. Психолог бросает мяч: «лови!», поймать и бросить в ответ не умеет. Выполнить задание и положить вкладыши (круг, квадрат, треугольник) не может, даже после показа специалиста, все попытки безуспешны. Игрушки, книжки интереса не вызывают. Жаль, что обратились за помощью только сейчас…. «Вам обязательно нужна врачебная консультация и заключение психолого-медико-педагогической комиссии, ребенку ведь в школу на будущий год» - рекомендует родителям заведующая отделением Антонина Арустамян.

А еще негативное поведение, расстройство аутистического спектра, да и много всего. Вот такая единственная, но с таким разным смыслом жалоба…

n 21 2

n 21 2

n 21 2

n 21 2